Понедельник, 29.04.2024, 04:11 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт преподавателя Захаровой О.Н. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Педагогическая модель формирования познавательного интереса обучающихся с использованием эл.уч-вПроблема формирования познавательного интереса посредством внедрения в учебный процесс электронных учебников рассматривается нами как целостность учебно-воспитательного процесса. Наш подход связан с применением электронного учебника, непосредственно встроенного в управление учебным процессом обучения в техникумах как информационно-обучающей среды. Под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих взаимодействию между обучаемыми, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием. Основной целью при внедрении в учебный процесс электронного учебника в нашем исследовании является развитие и формирование познавательного интереса. Эта цель естественно зависит от индивидуальных особенностей учащихся, а также от мастерства и подготовки учителя связать содержание и задачи учебного материала с данными предоставленными в электронными учебнике. Содержание материала, изучаемого на уроках, как известно, определяется программой. Мастерство учителя заключается в том, чтобы образовательные программы стали довольно гибкими и не были бы ограниченными. Содержание электронного учебника поможет учителю, так как отличается широтой и разнообразием, следовательно, с учетом интересов и пожеланий учащихся, не ограничатся образовательной программой. Конечно, каждый отдельный интересный урок вызывает лишь временный интерес к учебному предмету. Вызвав однажды или даже несколько раз такое переживание, мы не можем сказать, что сформировали у учащихся устойчивый интерес. Однако, систематическое использование познавательных задач, проблем, противоречий, поискового метода воспитывает в школьниках познавательную активность, создает положительное эмоционально-окрашенное отношение учащихся к любимому предмету, а в некоторых случаях формирует более устойчивый познавательный интерес. В нашем исследовании мы выделили следующие цели и задачи учебных занятий с применением электронных учебников: - пробуждение у учащихся интереса к изучаемому материалу; - дополнение и углубление знаний учащихся некоторыми сведениями, не связанными с учебной программой; - расширение кругозора учащихся за счет применения электронных учебников в учебном процессе (дополнительных сведений, анимаций); - усиление практической значимости получаемых знаний и умений. Процесс обучения — прежде всего процесс овладения знаниями. Знания есть отражение объективного мира, его связей и закономерностей. Процесс обучения опирается также на теорию личности, так как любое обучение, в том числе и в условиях применения информатизации, должно адресоваться отдельной личности. Именно обучение на основе применения электронного учебника делает более возможным учет индивидуальных особенностей личности, ведь личность каждого учащегося уникальна и характеризуется различным уровнем активности и рядом других важных личностных качеств. Фундаментом процесса обучения на основе применения электронных учебников выступает теория деятельности. Деятельность — источник становления человека как личности. Проблема деятельности является важнейшей основой формирования личности (Г. И. Щукина). Принцип активности учащихся в процессе обучения характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Активность сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации информационно-обучающей среды, то есть применяемой педагогической технологии. Поэтому, прежде всего мы выяснили факторы, влияющие на положительное отношение учащихся к школе, к учению. В результате опросов и анкетирований выяснилось, что больше всего привлекает учащихся в школе возможность общения со сверстниками - 68%, наименьшее влияние на положительное отношение к школе оказал фактор общения с учителями - 22%. Эти данные совпадают с результатами ряда педагогических и психологических исследований и объясняются возрастными особенностями детей подросткового возраста. Ощущение своей «взрослости» ставит школьника в позицию независимости от учителя. Увеличивается тяга к общению со своими сверстниками, но именно в этот период у них проявляется активная любознательность, потребность в узнавании нового, интересного -74%. Положительное отношение к школе, в частности, к учению у подростков зависит от индивидуальных успехов и неудач. Именно поэтому на первом месте среди причин нежелания учиться стоит фактор плохих отметок-52%. Неинтересное преподавание - 34%, по мнению школьников, также относится к этим причинам. Среди наиболее значимых причин интереса к учебным предметам учащиеся выделяют содержание материала и формы организации учебной деятельности. Важнейшей стороной педагогического управления является организация обучения с помощью электронных учебников по следующей схеме:
Процесс становления познавательного интереса длительный и сложный и зависит от индивидуальных особенностей учащихся и от мастерства преподавания учителя. Содержание электронного учебника как источник формирования познавательного интереса дает учащимся новую неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед богатством мира и желание открыть этот заманчивый и увлекательный мир для себя на каждом уроке. Содержание электронного учебника позволяет школьнику заглянуть к истокам рождения науки, в историю ее возникновения и развития, окунуться в неизведанный мир далекого прошлого и испытать чувство восторга, удивления от мысли: как далеко вперед шагнула наука, каких высот достигли современные научные открытия. Осознание всего этого будет способствовать зарождению и развитию познавательных интересов учащихся, вызывая чувство гордости от того, что он достиг определенного уровня в таком бесконечном и вечном познавательном процессе. Содержание материала электронных учебников отличается широтой и разнообразием и применяется с учетом интересов и пожеланий учащихся. Содержание учебной деятельности в педагогическом процессе должно отбираться не только в логике науки, но и в логике будущей специальности, поэтому оно проектируется не только как учебный предмет, но и как предмет познавательной активности. В предполагаемой модели социальное и эмоционально окрашенное содержание электронных учебников предполагает подключение всего потенциала активности учащихся - от индивидуального восприятия до познавательной и социальной заинтересованности. В соответствии с целями и задачами формирования у учащихся познавательного интереса на основе применения электронных учебников, средствами будут выступать сам электронный учебник, модуль, гипертекст, игры и тесты. Эти средства могут быть использованы на всех этапах становления и развития познавательного интереса. Основными методами и приемами, которые создают положительные эмоции, сильную внутреннюю мотивацию и могут быть использованы на уроках с применением электронных учебников на наш взгляд являются: A) метод эмоционального стимулирования учащихся; Б) метод познавательных игр; B) метод поощрения учащихся; Г) метод создания проблемных ситуаций; Д) исследовательский метод; Е) метод самостоятельной работы; Ж) моделирование. Помимо перечисленных методов формирования познавательного интереса учащихся на уроках с применением электронных учебников могут быть использованы и другие. При выборе средств, приемов и методов формирования познавательного интереса учащихся нельзя забывать положение А. С. Макаренко: «...никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 uCoz |