Понедельник, 29.04.2024, 04:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт преподавателя Захаровой О.Н.

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Применяете ли в образовании электронные библиотечные системы?
Всего ответов: 7
Мини-чат
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогическая модель формирования познавательного интереса обучающихся с использованием эл.уч-в

Проблема формирования познавательного интереса посредством внедрения в учебный процесс электронных учебников рассматривается нами как целостность учебно-воспитательного процесса.

Наш подход связан с применением электронного учебника, непосредственно встроенного в управление учебным процессом обучения в техникумах как информационно-обучающей среды. Под информационно-обучающей средой понимается совокупность условий, способствующих взаимодействию между обучаемыми, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемого, при условии заполнения компонентов среды предметным содержанием.

Основной целью при внедрении в учебный процесс электронного учебника в нашем исследовании является развитие и формирование познавательного интереса. Эта цель естественно зависит от индивидуальных особенностей учащихся, а также от мастерства и подготовки учителя связать содержание и задачи учебного материала с данными предоставленными в электронными учебнике.

Содержание материала, изучаемого на уроках, как известно, определяется программой. Мастерство учителя заключается в том, чтобы образовательные программы стали довольно гибкими и не были бы ограниченными. Содержание электронного учебника поможет учителю, так как отличается широтой и разнообразием, следовательно, с учетом интересов и пожеланий учащихся, не ограничатся образовательной программой.

Конечно, каждый отдельный интересный урок вызывает лишь временный интерес к учебному предмету. Вызвав однажды или даже несколько раз такое переживание, мы не можем сказать, что сформировали у учащихся устойчивый интерес. Однако, систематическое использование познавательных задач, проблем, противоречий, поискового метода воспитывает в школьниках познавательную активность, создает положительное эмоционально-окрашенное отношение учащихся к любимому предмету, а в некоторых случаях формирует более устойчивый познавательный интерес.

В нашем исследовании мы выделили следующие цели и задачи учебных занятий с применением электронных учебников:

 - пробуждение у учащихся интереса к изучаемому материалу;

 - дополнение и углубление знаний учащихся некоторыми сведениями, не связанными с учебной программой;

 - расширение кругозора учащихся за счет применения электронных учебников в учебном процессе (дополнительных сведений, анимаций);

 - усиление практической значимости получаемых знаний и умений.

Процесс обучения — прежде всего процесс овладения знаниями. Знания есть отражение объективного мира, его связей и закономерностей. Процесс обучения опирается также на теорию личности, так как любое обучение, в том числе и в условиях применения информатизации, должно адресоваться отдельной личности. Именно обучение на основе применения электронного учебника делает более возможным учет индивидуальных особенностей личности, ведь личность каждого учащегося уникальна и характеризуется различным уровнем активности и рядом других важных личностных качеств.

Фундаментом процесса обучения на основе применения электронных учебников выступает теория деятельности. Деятельность — источник становления человека как личности. Проблема деятельности является важнейшей основой формирования личности (Г. И. Щукина).

Принцип активности учащихся в процессе обучения характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Активность сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации информационно-обучающей среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Поэтому, прежде всего мы выяснили факторы, влияющие на положительное отношение учащихся к школе, к учению. В результате опросов и анкетирований выяснилось, что больше всего привлекает учащихся в школе возможность общения со сверстниками - 68%, наименьшее влияние на положительное отношение к школе оказал фактор общения с учителями - 22%.

Эти данные совпадают с результатами ряда педагогических и психологических исследований и объясняются возрастными особенностями детей подросткового возраста. Ощущение своей «взрослости» ставит школьника в позицию независимости от учителя. Увеличивается тяга к общению со своими сверстниками, но именно в этот период у них проявляется активная любознательность, потребность в узнавании нового, интересного -74%.

Положительное отношение к школе, в частности, к учению у подростков зависит от индивидуальных успехов и неудач. Именно поэтому на первом месте среди причин нежелания учиться стоит фактор плохих отметок-52%. Неинтересное преподавание - 34%, по мнению школьников, также относится к этим причинам.

Среди наиболее значимых причин интереса к учебным предметам учащиеся выделяют содержание материала и формы организации учебной деятельности.

Важнейшей стороной педагогического управления является организация обучения с помощью электронных учебников по следующей схеме:

  • обучение приемам самостоятельной учебы посредством компьютера;
  • приобщение к творчеству через компьютер;
  • воспитание на уроках экономики с использованием компьютера;
  • выявление и ликвидация пробелов знаний.

Процесс становления познавательного интереса длительный и сложный и зависит от индивидуальных особенностей учащихся и от мастерства преподавания учителя.

Содержание электронного учебника как источник формирования познавательного интереса дает учащимся новую неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед богатством мира и желание открыть этот заманчивый и увлекательный мир для себя на каждом уроке. Содержание электронного учебника позволяет школьнику заглянуть к истокам рождения науки, в историю ее возникновения и развития, окунуться в неизведанный мир далекого прошлого и испытать чувство восторга, удивления от мысли: как далеко вперед шагнула наука, каких высот достигли современные научные открытия. Осознание всего этого будет способствовать зарождению и развитию познавательных интересов учащихся, вызывая чувство гордости от того, что он достиг определенного уровня в таком бесконечном и вечном познавательном процессе.

Содержание материала электронных учебников отличается широтой и разнообразием и применяется с учетом интересов и пожеланий учащихся. Содержание учебной деятельности в педагогическом процессе должно отбираться не только в логике науки, но и в логике будущей специальности, поэтому оно проектируется не только как учебный предмет, но и как предмет познавательной активности. В предполагаемой модели социальное и эмоционально окрашенное содержание электронных учебников предполагает подключение всего потенциала активности учащихся - от индивидуального восприятия до познавательной и социальной заинтересованности.

В соответствии с целями и задачами формирования у учащихся познавательного интереса на основе применения электронных учебников, средствами будут выступать сам электронный учебник, модуль, гипертекст, игры и тесты. Эти средства могут быть использованы на всех этапах становления и развития познавательного интереса.

Основными методами и приемами, которые создают положительные эмоции, сильную внутреннюю мотивацию и могут быть использованы на уроках с применением электронных учебников на наш взгляд являются:

A) метод эмоционального стимулирования учащихся;

Б) метод познавательных игр;

B) метод поощрения учащихся;

Г) метод создания проблемных ситуаций;

Д) исследовательский метод;

Е) метод самостоятельной работы;

Ж) моделирование.

Помимо перечисленных методов формирования познавательного интереса учащихся на уроках с применением электронных учебников могут быть использованы и другие.

При выборе средств, приемов и методов формирования познавательного интереса учащихся нельзя забывать положение А. С. Макаренко: «...никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний».