Актуальность исследования. Электронное обучение выступает не только в качестве условия повышения качества образования, успешной интеграции системы образования в мировое образовательное пространство, но и дает возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. От того, насколько педагогом осознаются дидактические основы электронного обучения, как он владеет технологическими приемами обучения, как умеет их адаптировать к конкретным условиям обучения учащихся, зависит результативность учебного процесса. Очевидно, что в условиях, когда меняется роль учителя в электронном обучении, идет определенная формализация труда педагога, ограничение свободы в их традиционном понимании, требуются особые меры по ускорению адаптации педагогов к работе в условиях информатизации образования.
Необходимость этих мер объясняется тем, что опыт педагогической деятельности большинства учителей основан на применении образцов деятельности их успешных коллег накоплен в процессе собственной интуитивно- эмпирической деятельности педагогическая деятельность педагогов в значительной мере сформирована стихийно в виде алгоритмов профессиональных действий на основе принципов классической системы. наличие алгоритмов обуславливает достаточно устойчивое предрасположение педагога действовать определенным образом при профессиональном решении педагогических задач. Эти алгоритмы во многом не отвечают требованиям электронного обучения.
Для реализации электронного обучения нужен педагог, способный работать в не привычных условиях, осознающий и принимающий свою принципиально новую роль в технологически организованном процессе обучения, имеющий использовать ресурсы современных информационных средств в педагогических целях.
Внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.
Использование компьютерных технологий будет значительным шагом в образовании, но только при условии обеспечения того, что не смог дать печатный учебник.
Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.
Сегодня недостаточно разработаны критерии оценки компьютерных программ по методики преподавания информатики и практическая методика применения электронных учебников в обучении.
Поэтому цель моей работы проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении информационным технологиям, с точки зрения их эффективности в обучении и простоты работы с ними; разработать методический подход к применению электронных учебников при обучении методики преподавания информационных технологий; провести теорико-методологический анализ создания электронного учебника для формирования понятия методики преподавания информационных технологий у студентов профессиональных учебных заведений для определения содержания и направленности научного исследования, выявить аспекты ее возникновения и перспективы направления развития; создать электронный учебник по дисциплине «Инфирмационные технологии» в целях повышения усвоения понятий по методике преподавания информационных технологий у студентов.
Объектом исследования: электронный учебник по информационным технологиям в профессиональных учебных заведениях.
Предмет исследования: формирование самостоятельной работы студентов при работе с электронными учебниками.
Гипотеза исследования: электронный учебник по информационным технологиям в профессиональных учебных заведениях. будет эффективен в том случае, если он будет:
- удовлетворять индивидуальным особенностям, и способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- опирается на потребности учащихся, их личностные интересы и достижения;
- существовать возможность развития достижений учащихся.
Задачи исследования:
- Определить педагогические и методологические условия, при которых электронный учебник станет средством повышения успеваемости учащихся.
- Добиться формирования у учащихся познавательного интереса к предмету.
- Разработать методику учебного пособия по методике и технологии преподавания информационных технологий.
- Предложить некоторые возможные варианты реализации этой методики.
- Разработать и апробировать соответствующие технологии.
- Организовать дидактический эксперимент при проверке эффективности применения электронного учебника среди студентов нашего учебного заведения.
Научная новизна:
- Разработано электронное методическое пособие.
- Выявлены критерии оценки уровня усвоения знаний учащимися при работе с электронным учебником.
- Исследованы условия и сформированы требования при обучении студентов по электронному учебнику.
Теоретическая значимость:
- Обобщены и систематизированы существующие подходы к организации работы с электронным учебником, определены его место и роль в системе образования.
- Рассмотрены основные особенности организации создания учебного пособия, направленные на создание условий для более эффективного формирования умений учащихся применять знания на практике.
- Предложены новые подходы к построению содержания работы на уроке, в развитии межпредметных связей и активизации деятельности учащихся по применению полученных знаний.
- Сконструировано содержание электронного пособия модели, который доведен до уровня конкретных методических разработок и внедрен в практику.